ЧОУДПО "Тихоокеанский институт дополнительного образования" совместно с ООО "Асклепия"
Адрес:
МЫ ПЕРЕЕХАЛИ! г.Владивосток
ул.Дальзаводская, д. 2а, каб. 409
Главная \ Новости \ О государственном контроле (надзоре) за соблюдением требований законодательства о СОУТ.

Новости

« Назад

О государственном контроле (надзоре) за соблюдением требований законодательства о СОУТ. 31.01.2018 05:26

Предлагаем вашему вниманию комментарий к Приказу Минтруда России от 21.04.2017 № 377н «Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда».

 

Работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (СОУТ) (ст. 7, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», далее – Закон № 426-ФЗ). От результатов ее проведения зависит в том числе уровень социальной защищенности работников, а именно:
– предоставление работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, государственных гарантий и компенсаций, их размеры;
– действия работодателя по улучшению условий труда и обеспечению установленного законодательством уровня охраны труда.
    Очевидно, что СОУТ у работодателя должна быть качественной, а ее результаты – достоверными. Для этого Роструд и государственные инспекции труда в субъектах РФ осуществляют контроль (надзор) за соблюдением требований законодательства о СОУТ. А с 16.06.2017 порядок осуществления такого контроля закреплен в комментируемом Административном регламенте.
 
 
ДЛЯ КОГО ДЕЙСТВУЮТ НОВЫЕ ПРАВИЛА
 
Административный регламент распространяется:

– на работодателей, то есть юридических лиц и предпринимателей:
– работников, то есть физических лиц - граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства;
– организации, проводящие СОУТ.
При этом Административный регламент не действует:
– для надомников;
– дистанционных работников;
– работников, нанятых физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
 
 
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ТРУДОВЫХ ИНСПЕКЦИЙ
 
Должностные лица Роструда и трудовых инспекций имеют право:
 
– беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца проводить проверки соблюдения требований законодательства о СОУТ;
– запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления документы, объяснения, информацию, необходимые для проверки;
– предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства, о восстановлении нарушенных прав работников, о привлечении виновных в нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности;
– составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности.

При этом должностные лица Роструда и трудовых инспекций обязаны, в частности:
 
– соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы работодателей;
– не препятствовать работодателю или его представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к проверке;
– предоставлять работодателю или его представителю информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
– знакомить работодателя или его представителя с документами, информацией и иными сведениями, полученными посредством межведомственного информационного взаимодействия, а также с результатами проверки соблюдения законодательства о СОУТ;
– не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов работников и работодателей при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений требований законодательства;
– соблюдать сроки проведения проверок.
 
Должностным лицам Роструда и трудовых инспекций запрещено, в частности:
 
– требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей и производственной среды, если они не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
– распространять информацию, полученную в результате проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну;
– превышать установленные сроки проведения проверки;
– предписывать или предлагать работодателям проведение проверки за их счет;
– требовать от работодателей документы, информацию и иные сведения, предоставляемые посредством межведомственного информационного взаимодействия;
– требовать нотариального удостоверения копий документов, если это не предусмотрено законодательством РФ;
– требовать от работодателя представления документов, информации до даты начала проведения проверки.
 

СРОКИ ДЛЯ ПРОВЕРОК
 
   Продолжительность каждой проверки не должна превышать 20 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать 50 часов в год (для малого предприятия) и 15 часов в год (для микропредприятия).
   В случае необходимости получения документов (информации) в рамках межведомственного взаимодействия проведение проверки может быть приостановлено руководителем (заместителем руководителя) Роструда или трудовой инспекции не более чем на 10 рабочих дней. Повторное приостановление проведения проверки не допускается.
    В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных или длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем Роструда или трудовой инспекции не более чем на 20 рабочих дней, причем в отношении малых предприятий – не более чем на 50 часов, а для микропредприятий – не более чем на 15 часов.
     Общие для всех видов государственного контроля (надзора) сроки проверок установлены Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

 
ИТОГИ ПРОВЕРКИ

По окончании проверки работодатель получит акт проверки и предписание об устранении нарушений (если они были выявлены). Невыполнение в срок, установленный в предписании, изложенных в нем требований влечет административную ответственность по части 23 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях:
– для должностных лиц – штраф в размере от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
– предпринимателей – штраф от 30 000 до 50 000 рублей;
– юридических лиц – штраф от 100 000 до 200 000 рублей.
В случае выявления нарушений, содержащих признаки преступлений, предусмотренных статьями 136, 143, 201, 285, 286, 292, 293, 318, 319 Уголовного кодекса РФ, Роструд или трудовые инспекции направят результаты проверки в следственные органы для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности.
 
ОБЖАЛОВАНИЕ ИТОГОВ ПРОВЕРКИ
 
Подать жалобу на действия (бездействие) и решения должностного лица Роструда или трудовой инспекции можно в письменной форме, в том числе при личном приеме, или в электронном виде.
 
В удовлетворении жалобы откажут, если:
 
– имеется вступившее в силу решение суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
– жалоба подана лицом, полномочия которого не подтверждены;
– имеется решение по жалобе, принятое ранее в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.
 
На жалобу не дадут ответа, если:
 
– в ней содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угроза жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
– невозможно прочитать какую-либо часть текста жалобы;
– не указаны фамилия, имя, отчество (при наличии) или почтовый адрес заявителя, по которому должен быть направлен ответ;
– текст письменного обращения не поддается прочтению;
– в письменном обращении содержится вопрос, на который заявителю неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства;
– ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
 

И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ...

Ежегодные графики проведения плановых документарных и выездных проверок размещаются на сайтах трудовых инспекций в Интернете в срок до 1 декабря года, предшествующего плановому.
 
 

И.С. Сергеева



Данный материал был включен в информационный банк СПС КонсультантПлюс.
 
Источник публикации: «Нормативные акты для бухгалтера», № 13, 2017; электронный ресурс:www. consultant.ru.

 


Новости
все новости
22.06.21
Депутаты Государственной Думы приняли в третьем чтении поправки в раздел X «Охрана труда» Трудового кодекса.
12.02.21
Для компании, у которых срок действия результатов СОУТ истекает в период с апреля 2020 года по февраль 2021 года, этот срок автоматически продлевается до 01.03.2021
14.10.20
Сам по себе факт работы сотрудника за компьютером большую часть дня уже не считается вредным фактором, требующим регулярных обязательных медосмотров.
26.08.20

Минтруд актуализировал отдельные нормативно-правовые акты, касающиеся проведения специальной оценки условий труда.

Источник: Приказ Минтруда от 27.04.2020 № 213н

22.06.20

Если срок действия результатов специальной оценки условий труда истекает в период с апреля по сентябрь, то этот срок продляется до 01.10.2020.

 

Напишите нам
и наш менеджер свяжется с Вами в течение 15 минут
Звоните с 9.00 до 18.00
Наш адрес:
МЫ ПЕРЕЕХАЛИ! г.Владивосток
ул.Дальзаводская, д. 2а, каб. 409